По общему мнению, возникновению нового направления в танцевальном искусстве способствовала довольно напряженная ситуация, которая сложилась в стране в то время. Жители из беднейших районов, пытаясь найти что-то хорошее в жизни, собирались на бурные вечеринки, сопровождавшиеся спиртным, тесным общением и, конечно же, зажигательными танцами. От других латиноамериканских танцев бачата отличается более сдержанным ритмом, но также как и прочие требует особого физического контакта танцующих. Глядя на пару, исполняющую бачату, душа наполняется той особенной грустью, которая сопровождает неразделенную любовь и несправедливость жизни.
Характерными элементами танца являются четыре шага. При этом особый акцент делается на последнее движение. Нога вытягивается слегка вперед и на счет «четыре» ставится на носок. В бачате прослеживается довольно тесное взаимодействие танцующих, потому в нем очень мало поворотов, но именно близость, физическая и духовная, позволяет довольно часто «перекидывать» партнершу с руки на руку.
В сравнении с другими латиноамериканскими танцевальными направлениями бачата довольно молодой танец. Но сегодня в Доминикане невозможно встретить вечеринку, которая бы обошлась без этого танца. Красивые движения, наполненные единением душ, сопровождаются резким немного металлическим звучанием карибской гитары.